БОГИ ЗАБЫТЫХ КОРОЛЕВСТВ
Велик и разнообразен мир Забытых Королевств. Есть в нем и жаркие пустыни, и синие моря, и ледяные просторы. И везде встречаются разумные обитатели — эльфы, люди, гномы, хоббиты и прочие, значительно менее приятные и дружелюбные создания. А порой, когда приходит большое горе или, наоборот, великая радость, эти существа обращаются за помощью или с благодарностью к своим богам. А богов в этих землях ой как много!
Божественная иерархия

В Забытых Королевствах осуществлен один из главных гуманистических принципов — свобода вероисповедания. Нет таких мест, где висела бы табличка “Вход только для правоверных поклонников Моандера”, и нет таких территорий, где бы можно было обратиться к одному богу, но нельзя к какому-либо другому. Это с формальной точки зрения.

На деле у каждого бога есть свое место и своя область ответственности. Одни ведают погодой и урожаем, другие — удачей в бою, а третьи заправляют миром мертвых. Есть те, кому темными ночами молятся злые гоблины, выпрашивая защиты от не менее злых соседей, а есть и те, к кому обращаются люди, чтобы излечиться или даже воскресить мертвых. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, исследователи Забытых Королевств разделяют богов по трем критериям: пантеону, портфолио и божественному статусу.

Пантеон (от греческого “храм всех богов”) — все боги, почитаемые тем или иным народом.

Так как люди — самая многочисленная раса Забытых Королевств, то их боги имеют наибольший вес хотя бы в силу численности паствы. Человеческих пантеонов за время существования мира было великое множество. На данный момент их осталось два: мощный, но разобщенный пантеон Фэйруна и более сплоченный, но слабый пантеон Мулхоранда. Эльфы, гномы, гоблины и даже драконы вполне могут поклоняться человеческим богам, но и у них есть свои расовые пантеоны.

У богов Мулхоранда не только символы что-то напоминают, но и имена звучные: Тот, Осирис, Гор, Исис, Сет...

Словом “портфолио” называется сфера деятельности божества. Понятно, что основных сфер не так уж и много — война, торговля, удача, знания, магия, лечение... — в целом, десятка два. А богов-то — сотни! Чем же они занимаются в таком количестве и как делят сферы? Начнем с того, что главный голос здесь принадлежит Ао — богу над богами. Общие правила распределения таковы: одному богу, если он обладает достаточно серьезным статусом, может достаться больше одного портфолио, но несколько богов одного пантеона не могут разделять одно портфолио между собой.

Божественный статус — условное мерило могущества бога. В самом низу “карьерной лестницы” стоят полубоги — это могут быть как отпрыски богов от смертных любовниц, так и обожествленные смертные. Казалось бы, какая радость быть полубогом? Во-первых, надо же с чего-то начинать. Во-вторых, чем там занимаются эти полубоги, — никого, кроме самих полубогов и попавших им под руку смертных, не волнует. Так что можно тихо-спокойно отгрохать себе небольшую империю и радоваться жизни. И, в-третьих, на полубогов не распространяется правило портфолио: они могут заведовать уже “занятыми” сферами влияния.
Келемвор, нынешний бог Царства мертвых, начинал обычным смертным воином.

Далее идут самые слабенькие боги. Они ведают некоей небольшой сферой деятельности, вроде кройки и шитья, и уже могут раздавать заклинания своим священникам. Да и народу им поклоняется побольше, чем всяким полубогам-однодневкам.

Следующая ступень — Младшие боги. Здесь уже и культ серьезней, и обязанности наличествуют. Да и куда деваться, когда тысяч двадцать народу жаждут именно от тебя красивого, доброго и вечного? Приходится вертеться, систему ритуалов для священников разрабатывать и всякие божественные вмешательства организовывать. А то чуть зазеваешься — и уже не у дел остался!

Стать одним из Средних богов сложнее, но, в целом, все то же самое — обязанностей больше, поклонников больше, да и силенок прибавляется. Главное, чтобы сверху не давили сильно, ну, и за нижними следить тоже не мешает: этим молодым да ранним палец в рот не клади!

Вот что случается с теми, кто не почитает богов!

Когда дело доходит до Старших богов, все слегка меняется. Во-первых, поклоняются таким существам уже миллионы по всем концам света. Во-вторых, следить приходится не только за низшими по статусу, но и за своими коллегами, чтобы не чудили и исправно выполняли свои обязанности.

А уж как кто вырос из Старшего бога — пиши пропало. От коллектива отрывается, на поклонников ему плевать, да еще и силенок немерено! Таких в одном мире много не уживается. Тут уже обязанностей никаких — одни права остались. Хочешь Старшего бога сместить — пожалуйста, хочешь смертного на божественную должность определить — определяй, а уж визы въездные всяким эмигрантским богам выдавать — это одно удовольствие!
Боги и люди

В Забытых Королевствах отношения небожителей и смертных строятся на бартерной основе. Смертные предоставляют свою веру, а порой и деньги, исключительно в обмен на чудеса. И ежели какому из богов придет в голову мысль поразить всех гениальной религией типа “помоги себе сам”, где болезни предлагается лечить правильной диетой и средствами современной медицины, то поддержки в смертных сердцах такой реформатор не найдет. Проводниками веры на земле становятся священники, достигшие путем многолетних практик верного взаимопонимания со своим богом. Простые смертные за помощью приходят именно к ним.

Очевидно, что практически у всех солидных богов существует институт церкви, а порой и не один. Причем не редкость, когда разные культы одного и того же бога местами противоречат друг другу. Пока все это находится в рамках приличия, небожитель будет поддерживать и тех и других. Самые злобные бессмертные могут провоцировать религиозные конфликты между подобными “ересями”, чтобы выявить наиболее жизнеспособные организации или просто из любви к искусству. Но как только какая-то группа зарывается в своей самостийности и уходит совсем не в ту степь, ей тут же отказывают в покровительстве.

Самый известный волшебник Забытых Королевств Эльминстер одно время был жрецом (точнее, жрицей) богини магии Мистры.

Фзул Чембрил, один из самых верных последователей Бэйна, всегда готов встать на защиту своей веры.

Боги нередко враждуют — причем не только те, чьи доктрины противоположны, но и соседи по вере. Если в первом случае причина конфликта чисто религиозна, то во втором цель — отобрать у противника часть портфолио. Божественные разногласия разрешаются преимущественно на земле: собирается армия смертных, верующих в одного из богов, и двигается на такую же армию другого бога. Чья армия одерживает победу на земле, тому и достается победа на небе. Бывали случаи полного уничтожения культа. Тогда небожитель теряет всю свою силу и переходит в разряд мертвых богов. Это не значит, что сам он исчезает: всегда есть шанс, что кто-то на земле решит-таки возродить его веру.

Боги небольших пантеонов вовсе не “страшно далеки от народа”, а порой даже страшно близки. Доказательств их существования хоть отбавляй: то аватар не землю спустится, то священник его именем куда-нибудь молнией шарахнет. Такие боги не только активно участвуют в делах смертных, но порой и сами бывают впутаны смертными в их дела.
Время Скорби

Совсем недавно несколько не самых добрых и уж точно не самых умных богов решили изменить порядок вещей. Темный властелин Бэйн и бог смерти Миркул выкрали у Ао Скрижали судьбы, на которых было записано распределение сфер влияния между богами, и тут же начали их с азартом править. Ао решил, что, раз боги докатились до такого, то их пора вернуть на землю. И в буквальном смысле воплотил свою идею, спустив бессмертных на Фэйрун и закрыв им путь обратно. Он рассчитывал на то, что боги прекратят заниматься карьерой и вспомнят о своих непосредственных обязанностях перед миром и смертными. Однако боги вместо того, чтобы проникнуться глубиной идеи и начать проповедовать на площадях, ринулись сводить старые счеты или искать Скрижали судьбы. Некоторые забыли, что на земле они не такие уж бессмертные. В общем, “мы делили апельсин, много наших полегло”. Поиски Скрижалей крутились около смертной волшебницы Миднайт. Там же и было перебито большинство неосторожных богов. Когда пыль улеглась, было обнаружено, что на месте некоторых богов сидят подсуетившиеся смертные, портфолио поделены слегка иначе, а нескольких небожителей и вовсе поубивали.
О Времени Скорби подробно рассказано в изданной на русском языке трилогии "Аватары".
Жизнь замечательных богов

Как ни странно, но наибольший интерес вызывает история богов злобных и коварных, лелеющих планы захвата мира и оставляющих позади себя горы трупов. Все дело, видимо, в том, что жизнь их куда более беспокойна и насыщена событиями, чем бытие добрых богов.

Бэйн страшен во гневе. Впрочем, это его нормальное состояние.

Итак, первый в нашем списке Бэйн. Несколько веков назад он грезил мечтой стать владыкой мира, злобным тираном, которого все боятся и которому беспрекословно подчиняются. Но, будучи еще смертным, понял что этой цели достигнуть не сумеет. Тогда, найдя еще двоих смертных соратников — Миркула и Баала — он ринулся на поиски божественного статуса. Грохнув по дороге одного из семи так называемых Забытых богов и поставив на уши демонов, вся честная компания предстала пред очи Джергала, тогдашнего весьма могучего божества. Тот оценил упорство и целеустремленность троицы и раздал каждому по сфере деятельности, наделив заодно божественным статусом.

Священные животные Ллотх - пауки. Раздавил паука - не показывайся на глаза драу.

Вторая, кого мы отметим, Ллотх — богиня знаменитых темных эльфов. Некогда темные эльфы, они же драу, были обычным эльфийским народом с более темным цветом кожи. А сама Ллотх звалась Араушни и была женой Кореллона Ларетиана — главного эльфийского бога. Но потом у нашей героини возник оригинальный вопрос: “А не захватить ли мне мир?”. Ответом было, разумеется, “А не захватить!”. Богиню сослали в Бездну в виде паукообразного демона, где она окончательно подвинулась рассудком. А попутно испортился характер и у ее подчиненных-драу.

Мистра. Не подумайте ничего плохого об этой женщине. А то магии вам не видать!

Сфера деятельности Мистры — магия. Большая часть творимых в Забытых Королевствах заклинаний получается исключительно благодаря ее усилиям. Мистра управляет так называемой волной — специальной прослойкой между грубой магической энергией и заклинателем, без которой любой маг сгорал бы в пламени сверхъестественных сил.

Нынешняя Мистра — уже третья богиня, носящая это имя. Первой была Мистрил, погибшая по вине незерильского архимага; вместе с ней сгинула и вся империя Незерил. Второй была богиня, погибшая во Время Скорби. Она сдала свои полномочия смертной по имени Миднайт, ставшей третьей Мистрой.

Несмотря на склонность к добрым поступкам, Мистра в первую очередь отвечает за баланс магических сил. Так что злобным некромантам и добрым волшебникам достается от нее по шапке примерно с одинаковой частотой и исключительно за нарушение этого баланса.

Эта воинственная леди по имени Шар не прочь отведать вашего разума.

Первая и самая серьезная противница Мистры — богиня Шар. Она создала параллельную систему магии — темную волну. Те, кто используют эту силу, никак не зависят от Мистры и ее проблем. Да и остановить обычному магу такого противника куда как тяжелее. Платят они за это собственным разумом, постепенно сходя с ума — вот такой побочный эффект. В отличие от своей положительной сестры Селуны, Шар любит все темное и разрушительное. Из-за этой своей любви они ведет непрерывную войну с Селуной и, как ни парадоксально, со всеми прочими богами, которые любят тень.

А вот и Кайрик. Внешность весьма обманчива!

Кайрик — один из самых колоритных персонажей нынешнего фэйрунского пантеона. Всего несколько лет назад он был обычным вором, даже и не помышляя о большем. Но, приняв участие в возвращении Скрижалей судьбы, он вступил на путь обретения божественного могущества. Ао даровал Кайрику божественный статус, чем последний немедленно воспользовался. Вооружившись набором портфолио, которого с лихвой хватило бы и на троих Старших богов, он почувствовал “головокружение от успехов” и начал творить полный беспредел, запугав весь пантеон до дрожи в коленках. Но слегка перегнул палку и был приструнен. Теперь он пьет с горя в своем небесном дворце, вспоминая о недавнем возвышении.

И внешность, и священный символ Маска полностью соответствуют его имени.

Недавний невольный последователь Кайрика, а ныне его смертельный враг, Маск — бывший бог интриг, а сейчас покровитель мошенничества и удачи. Во Время Скорби он активно участвовал в процессе развоплощения Бэйна, за что слегка нелюбим последним. Его церковь известна в народе как гильдия воров, скрывающаяся за завесой религии, что не так уж далеко от истины. Основной враг Маска, как показали последние годы, — он сам. Его любовь к интригам привела к потере части собственных сил и союзников. Все заговоры, к которым он приложил руку, в конечном счете обернулись против него же. Сами видите, до чего можно докатиться, если интриговать из любви к искусству!
Откуда берутся боги

Самое первое издание сеттинга "Забытые королевства".

Много-много тысячелетий назад не было на Фэйруне богов, кроме Ао. Потом появились первые местные расы и с ними — первые пантеоны. Затем появились расы неместные и притащили своих богов, не все из которых были одобрены Ао. Со временем пантеоны стали перемешиваться. Но это только одна сторона вопроса.

1987 год. Выходит первое описание мира Забытых Королевств для AD&D, и вслед за этим множество разработчиков и писателей под руководством Эда Гринвуда начинают прорисовывать вселенную. Чтобы избежать фактических противоречий, создатели решили выделить каждому из авторов свой кусочек Фэйруна, а потом “слепить” из них цельную картину мира.

Авторы творили на свой страх и риск. И каждому требовались свои боги, как добрые, так и злые. А ведь писали не только рассказы с романами, но и десятки приключений и дополнений, в каждом втором из которых появлялась какая-то новая божественная сущность. Таким образом, уже несколько лет спустя мир состоял из кучи исторических обрывков, героев местного значения — и богов. Вот тогда и пришлось прописывать всю эту нетривиальную космологию, подчищая хвосты и убирая лишних свидетелей во Время Скорби.
* * *

Боги Забытых Королевств не так уж и отличаются от смертных. Постоянно интригуя и стараясь продвинуться по карьерной лестнице, они набирают сил или, напротив, теряют сторонников. Кто-то уже поднялся высоко, а о некоторых не сохранилось даже легенд. Место каждого из богов всегда готовы занять пара-тройка других. Незаменимых в этой системе нет. Отсюда вылезает и активное вмешательство в дела смертных — не наигрались они еще! И неразбериху происходящего в мире тоже можно списать на недоделанность богов. Может, оно и хорошо, что они такие несовершенные. А то еще достигнут просветления да и уйдут из мира, забрав с собой магию и эльфов. И настанет тогда темное и беспросветное средневековье в Забытых Королевствах!